Господдержка каналов 2 мультиплекса сейчас действительно обсуждается, подтвердил источник РБК, хорошо знакомый с ситуацией.
До сих пор государство оказывало систематическую поддержку лишь каналам 1 государственного мультиплекса: ранее им субсидировалось распространение аналогового сигнала в городах с населением менее 100 тыс. человек («100–»), а с этого года — цифрового.
В бюджете на 2019 год 6 вещателям («Первому каналу», НТВ, «Пятому каналу», «Матч ТВ», «Карусели» и «ТВ Центр») на эти цели выделено 7,1 млрд руб.
Для 3 каналов ВГТРК (Россия 1, Культура, Россия 24) и «Общественного телевидения России» эти компенсации объединены с субсидиями на производство контента и проходят по другим статьям.
Из каналов 2 мультиплекса субсидии из федерального бюджета пока получает лишь принадлежащая Минобороны «Звезда». В этом году ей должны быть перечислены 2 млрд руб.
Сколько стоит переход на «цифру»
Инфраструктура для распространения 1 мультиплекса строилась за счет государства, а 2 — за счет самих каналов.
Вещатели оплачивали строительство инфраструктуры, а по мере введения ее в эксплуатацию — и распространение цифрового сигнала по мере расширения программы цифровизации.
Вместе все 10 вещателей 2 мультиплекса, как ранее объяснял замглавы Минкомсвязи Алексей Волин, должны платить ФГУП «РТРС» за распространение в «цифре» по всей стране около 13 млрд руб. в год
(или 1,3 млрд руб. каждый канал, так как все они распространяются в одном пакете).
Для сравнения: при вещании в «аналоге» затраты этих 10 вещателей не превышали 500 млн руб.
О компенсации этих резко возросших затрат сейчас и идет дискуссия.
Распространение цифрового сигнала только в городах «100+» обойдется 10 вещателям 2 мультиплекса, по их собственным оценкам, примерно в 1,9 млрд руб. (15 % затрат на вещание),
а в городах «100–» — в сумму порядка 11 млрд руб (85 %).
Однако, как рассказывали РБК руководители телеканалов, изначально против дополнительных субсидий выступил Минфин.
Почему сами вещатели не могут компенсировать расходы
Основным источником доходов телеканалов является реклама.
Но телерекламный рынок в России исторически ограничен только городами «100+» (165 объектов).
В результате коммерческие вещатели, в том числе и участники 2 мультиплекса, все эти годы были заинтересованы в присутствии только в крупных городах.
Многие из них при этом развивались как сети: находили местного партнера, который мог транслировать их контент и сам платил за аналоговую частоту.
При вещании в «цифре», которая покрывает всю страну, в локальных партнерах уже нет необходимости.
Ситуацию усугубляет то, что в этом году рекламные доходы каналов вновь, как и в кризисном 2015 году, падают.
В I квартале общая рекламная выручка телевещателей снизилась, по оценке Ассоциации коммуникационных агентств России, на 6 %, до 41,5–42 млрд руб.
Кому важна аудитория 2 мультиплекса
Большинство каналов 2 мультиплекса адресовано молодой аудитории:
Авторы: Сергей Соболев, Мария Истомина
РБК
Заметим, что с началом субсидирования из государственного бюджета вещания коммерческих каналов на 4875 объектах из 5040, государство при необходимости вправе будет потребовать, чтобы программная политика телеканалов не шла в разрез с государственной.
А если какой-либо из этих коммерческих каналов всё-таки захочет остаться независимым, то сможет как и прежде и дальше самостоятельно оплачивать 1,3 миллиарда рублей каждый год за все 5040 объектов, что безусловно хорошо для экономии госбюджета и для граждан.
И, кроме того, уж если даже федеральным каналам 2 мультиплекса, имеющим значимые рейтинги, может понадобится субсидирование для всех малых городов и сёл, то что уж говорить о перспективах 3 регионального мультиплекса, для которого остались каналы — с наименьшим рейтингом, а, значит, с наименьшими доходами от рекламы. Для них 3 — просто непозволительная роскошь.
Тем более, когда часть аудитории (особенно молодой), постепенно мигрирует в Интернет, а сам просмотр телевидения переходит от линейного («здесь и сейчас») — к отложенному просмотру («посмотрю позже — в удобное для меня время»). Классическое линейное телевидение такой технической возможности не имеет, в отличие, например, от современных платформ IPTV.
И главное, что рекламные бюджеты в Интернете уже не первый год обгоняют телевидение:
ТВ уже потеряло статус самого доходного медиа в России:
по оценке Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР), в 2018 г. Интернет-компании заработали на рекламе 203 млрд руб., а телеканалы – 187 млрд.Молодые люди уже чаще пользуются Интернетом, чем включают телевизор,
и только зрители старше 45 лет остаются верны телеэфиру.Для ТВ — это системная проблема, подчеркивает издание «Ведомости».
Агентство Zenith ухудшило прогноз по российскому рекламному рынку
08.07.2019 > 16:25
Агентство Zenith подсчитало, что в 2019 году затраты брендов на рекламу в России увеличатся на 6 %, хотя ранее ожидалось 8,2 %.
С 2018-го по 2021-й бренды потратят на рекламу $1,6 млрд против $1,9 млрд, заявленных агентством ранее.
Самым быстрорастущим сегментом рекламного рынка России останется интернет – в 2019 году затраты брендов на онлайн-продвижение увеличатся на 14 %, пишет Adindex.
Телевидение покажет рост на 3 %.
Снизится рост доходов от рекламы в сегментах радио (-7 %) и прессы (-10 %).
Компании будут тратить на рекламу в соцсетях, indoor и рекламу в кинотеатрах в общей сложности на 8 % меньше, чем в 2018-м.
Хотя прогноз по России ухудшился, агентство снова включило ее в десятку стран, где ожидается самый быстрый рост рекламного рынка с 2018-го по 2021-й.
Однако по сравнению с прошлым прогнозом Россия переместилась с 8 на 9 место.
В прогнозе Zenith поясняется, что рост рекламного рынка в Восточной Европе, куда входит Россия, замедляется из-за экономической ситуации в регионе.
Если с 2016 года расходы брендов увеличились на фоне санкций и девальвации местных валют, то теперь фаза восстановления закончена, и компании не стремятся вкладывать больше денег в продвижение.
Ранее агентство Zenith скорректировало свой прогноз объема телевизионной рекламы в России на 2019 год, снизив его с 205 млрд рублей (рост 8,5 %) до 199 млрд рублей (4,9 %).
https://telesputnik.ru/materials/tsifrovoe-televidenie/news/agentstvo-zenith-ukhudshilo-prognoz-po-rossiyskomu-reklamnomu-rynku/
Телеканалы готовятся к росту рейтингов за счет малых городов
11.10.2019 14:46
Телеканалы дали оценку того, как изменятся их рейтинги с включением компанией-измерителем Mediascope в статистику показатели малых городов и сел, пишет «Коммерсантъ».
Напомним, что на днях Mediascope впервые опубликовал данные просмотра ТВ в малых городах.
Согласно полученным показателям, в среднем жители крупных городов смотрят телевизор на 36 минут меньше, чем те кто проживает в городах с населением меньше 100 тысяч человек.
В связи с учетом новых данных в «СТС Медиа» прогнозируют, что доля аудитории телеканала «СТС» вырастет на 18%, телеканала «Домашний» — на 25%.
Холдинг ожидает, что их рейтинги вырастут на 36% и 40% соответственно.
…
…
Неизвестно, как обновленные данные повлияют на рынок телерекламы.
Директор российского офиса ECI Media Management Дмитрий Кураев считает, что влияния не будет.
https://www.cableman.ru/content/telekanaly-gotovyatsya-k-rostu-reitingov-za-schet-malykh-gorodov
На распространение 2-го мультиплекса в малых селах выделят 7 млрд рублей
23.10.2019 18:20
Правительство согласовало телеканалам, входящим во 2 цифровой мультиплекс две разовые субсидии на общую сумму 7,2 млрд рублей, сообщает РБК со ссылкой на внесенные в Госдуму поправки к федеральному бюджету.
Согласно документу, организаторы вещания 2 мультиплекса могут претендавать в рамках государственной программы «Информационное общество» на господдержку на сумму 1,1 млрд рублей и 6,1 млрд рублей.
Данные субсидии предназначены для оплаты услуг РТРС по распространению сигнала в населенных пунктах с численностью населения менее 100 тысяч человек.
Уточняется, что после перехода России на цифровое вещание 10 телеканалов 2 мультиплекса должны платить РТРС за распространение сигнала 13 млрд рублей в год или 1,3 млрд рублей — каждый канал.
При аналоговом вещании затраты не превышали 500 млн рублей.
Замглавы Минкомсвязи РФ Алексей Волин заявил, что ведомство поддерживает разовые субсидии телеканалам 2 мультиплекса.
Отмечается, что в проекте бюджета на 2020-2022 годы государственная поддержка телеканалов 2 мультиплекса пока не предусмотрена.
Чтобы вещатели получили субсидии, необходимо внести изменения в закон о СМИ, соответствующий законопроект Минкомсвязь РФ вынесла на общественное обсуждение в начале октября 2019 года.
https://www.cableman.ru/content/na-rasprostranenie-2-go-multipleksa-v-malykh-selakh-vydelyat-7-mlrd-rublei
Правительство утвердило правила выплаты субсидий телеканалам второго мультиплекса
25.12.2019 > 14:12
Правительство РФ утвердило правила предоставления телеканалам 2 цифрового мультиплекса субсидий из федерального бюджета на оплату услуг ФГУП «Российская телевизионная и радиовещательная сеть» (РТРС) по распространению и трансляции программ в населенных пунктах с численностью жителей менее 100 тыс. человек.
Размер субсидий определяется в соответствии с согласованным получателем субсидии и РТРС планом загрузки, указано в тексте правил, опубликованных на портале правовой информации.
При этом должны учитываются технические средства, необходимые для вещания 2 мультиплекса, а также стоимость услуг РТРС.
Цели, условия и порядок предоставления субсидий проверяет Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям и органы государственного финансового контроля.
В октябре 2019 года правительство согласовало 2 разовые субсидии телеканалам 2 цифрового мультиплекса, предусмотрев их в поправках к закону «О федеральном бюджете на 2019 год и плановый период 2020–2021 годов».
Организации вещания 2 мультиплекса могут претендовать в текущем году в рамках госпрограммы «Информационное общество» на 1,1 млрд и 6,1 млрд рублей господдержки.
https://telesputnik.ru/materials/tsifrovoe-televidenie/news/pravitelstvo-utverdilo-pravila-vyplaty-subsidiy-telekanalam-vtorogo-multipleksa/
Снижены субсидии каналам второго мультиплекса на вещание в небольших городах
19.02.2020 > 10:02
Телеканалы СТС, «Домашний», «Пятница!», ТВ-3, «Муз ТВ», РЕН ТВ и «Звезда» в составе 2 мультиплекса в 2020 году получат по 250 млн руб. на распространение своего сигнала в населенных пунктах с населением менее 100 тыс. человек.
«Роспечать» в конце января текущего года заключило соглашения с 7 телевещателями из 2 мультиплекса, которым и предусмотрены указанные объемы субсидирования, пишет РБК со ссылкой на материалы Единого портала бюджетной системы РФ.
В «Роспечати» подтвердили, что каналы 2 мультиплекса начнут получать деньги через Федеральное казначейство в ближайшее время – 8 каналов получат около 2 млрд руб., то есть по 250 млн руб.
При этом РБК отмечает, что в декабре 2019 года размер аналогичных субсидий был выше, в частности, для телеканала «Спас» они превышали 1,1 млрд руб.
По состоянию на текущий момент господдержка «Спаса» пока не предусмотрена.
В декабре 2019 года субсидии каналам 2 мультиплекса составили от 684 млн до 1,107 млрд руб.,
они определялись авансовым платежом в адрес РТРС — чем больше канал заплатил подрядчику, тем меньше был размер субсидии.
Каналы 2 мультиплекса продолжают переговоры с ведомствами об увеличении субсидий.
В «Роспечати» признают, что выделенные средства не компенсируют все расходы каналов 2 мультиплекса на распространение сигнала, однако решения, как компенсировать дефицит средств, пока нет.
В то же время субсидии телеканалам 1 мультиплекса в 2020 году сохранились на уровне прошлого года.
Меньше всех получит «Карусель» — от 1,116 млрд руб., наивысшая выплата предусмотрена для Первого канала – 1,285 млрд руб.
https://telesputnik.ru/materials/tsifrovoe-televidenie/news/snizheny-subsidii-kanalam-vtorogo-multipleksa-na-veshchanie-v-nebolshikh-gorodakh/