Гендиректор «Первого канала» Константин Эрнст ранее назвал ошибкой создание в России цифровых мультиплексов, которые не способны поддерживать современные форматы вещания HD и Super-HD.
По его мнению, эту фазу развития технологий в стране стоило пропустить и сосредоточиться на технологии 5G.
«Минкомсвязь не считает программу цифровизации российского телевидения ошибкой, потому что за счет ее реализации свыше 50 млн человек смогли радикально улучшить свое медиапотребление.
Это те люди, у кого 10 лет назад было 2-3 канала, а сегодня они принимают 20 каналов», — отметил замглавы министерства Алексей Волин.
При этом Волин уверен, что за счет улучшения качества медиапотребления серьезно повысилась конкуренция на телерынке, и это «тяжело сказалось на позициях традиционных каналов-лидеров».
По его мнению, к переходу на HD-формат не готовы сами федеральные каналы:
«5 лет тому назад в 5 городах-миллионниках Минкомсвязь и РТРС разработали частоту, которая позволяла бы 3 телеканалам передавать качество HD, было приобретено оборудование.
Мы предложили федеральным каналам, включая Первый, начать вещание в HD, но все каналы от этого отказались, сказав, что им это экономически неинтересно», — пояснил Волин.
https://tass.ru/obschestvo/7103325
Российский цифровой ТВ-эфир в действии
Виктор Пинчук (РТРС):
Вчера, 11:06
В этом году завершен переход на цифровое эфирное телевещание. 100% жителей России получили возможность бесплатно принимать 20 обязательных общедоступных телеканалов и 3 радиостанции.
Из них 98,4% населения России – посредством цифрового эфирного ТВ, 1,6% – через непосредственное спутниковое вещание.
Строительством огромной инфраструктуры занималось ФГУП «Российская телевизионная и радиовещательная сеть» (РТРС).
С какими трудностями столкнулось предприятие при реализации этого грандиозного проекта, какие новые технологии доставки телеконтента ждут российских зрителей, есть ли перспективы у третьего мультиплекса?
На эти и другие вопросы RSpectr отвечает первый заместитель генерального директора РТРС по управлению, эксплуатации и развитию сети Виктор Пинчук.
RSpectr: Переход на цифровое эфирное ТВ можно считать завершенным. Расскажите, теперь уже оглядываясь назад, что было самым сложным при реализации этого проекта?
Виктор Пинчук (В. П.): Самой сложной была работа с населением.
РТРС – оператор связи, причем предприятие работает в секторе B2B. Исторически мы оказываем услуги только организациям: вещателям теле- и радиоканалов.
До появления цифрового ТВ наши филиалы никогда не взаимодействовали с населением. У них в структуре не было служб клиентской поддержки. Их кадровики не ориентировались на необходимость работы с физическими лицами при подборе персонала и при повышении квалификации сотрудников. Наши инженеры – отличные профессионалы во всем, что касается эксплуатации и обслуживания оборудования телерадиовещания.
А теперь филиалы РТРС оказались лицом к лицу с телезрителями. Так получилось потому, что, кроме наших специалистов в регионах, никто не знал, что такое цифровое телевидение, не мог объяснить землякам его преимущества, помочь разобраться с приемником на всех стадиях – от выбора до настройки.
К счастью, мы достаточно рано поняли, что взаимодействие с населением ляжет на нас: как только начали запускать первые цифровые ретрансляторы.
Были случаи, когда будущие цифровые телезрители атаковали строительные площадки объектов связи с вилами, а то и с ружьями. В одних регионах жители волновались за удои и производство сыров, в других беспокоились о пчелах, в третьих обнаруживались толстые региональные «Красные книги» с перечислением исчезающих грызунов и насекомых.
Когда станции РТРС начали транслировать цифровые телеканалы, наш народ отложил вилы и взялся за вилки. Да-да, из вилок делали приемные антенны. А также из ложек, из гимнастических обручей, из задней решетки холодильника, из сварочных электродов, из рыболовной сети и даже из пивных банок (кстати, из пивных банок были наиболее удачные модели). Но это только часть аудитории – активная и самостоятельная.
Остальные же вообще на протяжении десятилетий не задумывались, откуда в телевизоре изображение и звук.
Мы развернули сеть из 80 центров консультационной поддержки (ЦКП) на базе наших филиалов. Телезрители могли получить консультацию: вживую (придя в ЦКП), по телефону и через сайт.
Мы организовали работу федеральной горячей линии по вопросам цифрового ТВ.
С открытия в 2012 году до завершения отключения аналоговых телеканалов на горячую линию позвонили более 3,5 млн человек.
Наш сайт о цифровом ТВ смотрицифру.рф только за последние 3 года посетили более 5,8 млн пользователей.
Процесс строительства сети был увлекательным: сложный рельеф и погодные условия преподносили свои сюрпризы, попутно приходилось строить дороги, прокладывать ЛЭП, укреплять мосты, а еще задействовать вертолеты, вездеходы и водный транспорт.
Как заказчик-застройщик РТРС привлек к выполнению задач Программы* более 30 тыс. человек в составе 2 тыс. организаций. Мы заключили с подрядчиками и поставщиками около 24 тыс. договоров.
Но главное – результат: программа цифровизации российского телевидения была признана одной из двух самых эффективных среди 24 федеральных целевых программ.
100% жителей России – более 146 млн человек – получили возможность бесплатно смотреть 20 обязательных общедоступных телеканалов.
RSpectr: Какова сейчас аудитория цифрового эфирного ТВ?
Будет ли она, по Вашему мнению, увеличиваться или уменьшаться, учитывая рост популярности других платформ доставки телеконтента?
В. П.: РТРС не проводил специальных измерений доли аудитории эфирной «цифры».
Цифровая телесеть, созданная в России, – самая большая в мире. В ее составе 5 040 передающих станций и 10 080 передатчиков. Покрытие сигналом превышает 17 млн квадратных километров.
Эфирный телесигнал охватывает 98,4% населения страны, и в каждом регионе не менее 95% населения.
Медиаизмерения, проведенные в 2019 году, показали рост общего объема телесмотрения, а также рейтингов и доли аудитории основных российских телеканалов.
Хотя бы раз в месяц телевидение в нашей стране смотрят 96%, а в отдельные месяцы – и 99% населения.
Эксперты справедливо полагают, что эта динамика появилась за счет расширения охвата многоканального цифрового телевидения.
По оценке консалтингового агентства J’son & Partners, больше 85% спроса сосредоточено именно на просмотре 20 телеканалов 1 и 2 мультиплексов.
Согласно недавнему исследованию агентства,
Развитие телевидения продолжается и в Европе. С 2020 по 2024 год как минимум 7 стран будут переходить на стандарт DVB-T2, который используется в России еще с 2011 года.
В традиционных эфирных странах Италии и Испании после перехода на «цифру» эфирная аудитория возросла. Даже в США, где такое эфирное ТВ менее распространено, после перехода на «цифру» его популярность увеличивается.
RSpectr: Есть ли возможность смотреть эфирное цифровое ТВ в автомобилях или в смартфонах?
В. П.: Все, кому будут удобны эти способы приема, смогут воспользоваться ими без затруднений. Пользовательские устройства на рынке есть.
Телевидение в автомобиле популярно прежде всего у водителей, таксистов или дальнобойщиков, попавших в пробки или решивших передохнуть.
Сегодня на рынке доступны 18 моделей приставок для приема цифрового эфирного ТВ в транспорте.
Стабильный телесигнал можно принимать на скорости до 80 километров в час.
«Цифра» в смартфоне подходит тем, кто часто бывает в дороге или на природе, а также работает за пределами города, где нет доступа к скоростному интернету.
Современные ресиверы для мобильных устройств не превышают по размеру спичечный коробок и весят всего 7,5-10 граммов.
Также на рынке представлены смартфоны со встроенным цифровым ТВ-тюнером и внешние ресиверы, которые подключаются к мобильному устройству через Wi-Fi.
RSpectr: Над какими крупными проектами работает РТРС сейчас, после создания инфраструктуры для двух мультиплексов? Каковы планы развития предприятия?
В. П.: Инфраструктура РТРС участвует в построении цифровой экономики. Телебашни РТРС станут узловой точкой для подключения более чем 100 тыс. социально значимых объектов к телевидению и интернету.
Предприятие уже обеспечивает возможность применения технологии для 5 телеканалов: «Первого», «Матч ТВ», СТС, НТВ и ТНТ.
RSpectr: Будут ли российские цифровые мультиплексы поддерживать современные форматы вещания HD, Ultra-HD?
В. П.: В 2016 году мы в тестовом режиме успешно вывели в эфир мультиплекс из 10 телеканалов в формате HD.
26 июня этого года Правительственная комиссия по развитию телерадиовещания приняла решение о целесообразности внедрения в России HD-вещания с кодеком HEVC.
RSpectr: Как Вы оцениваете перспективы создания 3 мультиплекса, в который бы вошли в том числе региональные телеканалы?
В.П.: Технически цифровая эфирная телесеть РТРС позволяет разместить передатчики дополнительного мультиплекса.
На остальные вопросы должен ответить рынок.
Заместитель министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций России Алексей Волин не так давно говорил о том, что сами телеканалы не готовы к 3 мультиплексу из-за нехватки собственного контента.
Пока реализована возможность включения программ региональных обязательных общедоступных телеканалов (так называемая 21-я кнопка) в сетку вещания ОТР в составе 1 мультиплекса.
RSpectr: В отрасли все чаще говорят о том, что раз ТВ перешло на «цифру», то высвободившиеся частоты нужно отдать для развития подвижной связи.
Какова точка зрения предприятия по этому вопросу?
В. П.: Часть высвобождаемого частотного ресурса, а именно полоса частот 694–790 МГц, представляет интерес для сетей подвижной связи 5 поколения (5G).
Однако затраты на доставку видеоконтента по сетям 5G на порядок выше, чем на эфирную трансляцию.
Например, в Германии ее стоимость в 26 раз больше, чем цифрового эфирного телевещания. Учитывая, что Россия равна по площади 47 Германиям, понятно, сколько будет стоить такое вещание в нашей стране.
Очевидно, что рынку потребуется разумный баланс между вещательными технологиями и сетями подвижной связи.
Мы внимательно следим за ситуацией. Этой осенью директор департамента стратегии развития и технической политики РТРС Андрей Черников вошел в координационный комитет 5G Media Action Group – рабочую группу, созданную при Европейском вещательном союзе (European Broadcasting Union, EBU) для обсуждения и продвижения идеи доставки телеконтента в сетях 5G.
RSpectr: Как новые технологии повлияют на телевещание в ближайшие годы?
В. П.: Индустрия переживает бум ОТТ-платформ. Производители контента создают собственные площадки в конкурентной борьбе за зрителя.
Но несмотря на это рост традиционного телевидения продолжается за счет спортивных трансляций, новостей и прямых эфиров. Границы между разными сегментами рынка размываются.
В погоне за высококачественным контентом растет роль технологии и качества изображения. Например, этой весной американский конгломерат спортивных СМИ ESPN начал модернизацию студий своих каналов. Телеканалы переходят с разрешения 1280×720 пикселей на Full HD – 1920×1080. У линейного ТВ появляются новые возможности.
RSpectr: Что сейчас находится в тренде в сфере телерадиовещания в мире?
Какие новации уже пришли в РФ, а что мы пока не используем?
В. П.: В Америке и в Западной Европе границы существования контента значительно расширяются.
В России набирает обороты термин Big TV. Термин означает существование контента во всех средах и его совокупное потребление на всех платформах.
Доля телесмотрения через платформы ОТТ растет и уже составляет около 28 %.
Рост доступности интернета и богатый выбор таких платформ стали мировым триггером оттока аудитории из кабельных сетей.
В прошлом году в США, эталонной стране платного ТВ, от кабельного телевидения отказались более 10 млн семей. По прогнозам, к 2023 году от него откажется еще 1/3 домохозяйств США.
Уже сейчас доходы от платных услуг ОТТ-платформ превысили выручку операторов кабельного ТВ.
RSpectr: 21 ноября, во Всемирный день телевидения, ФГУП НИИР было присвоено имя выдающегося ученого Марка Кривошеева.
Одной из последних его идей была разработка требований к новому поколению ТВ-систем с учетом расширения динамического диапазона яркостей изображения, эффекта звукового погружения и т. д.
Есть ли у этого проекта перспективы?
В. П.: На недавней выставке «НАТЭКСПО» РТРС совместно с Dolby представили технологию передачи телевизионных программ с высоким динамическим разрешением – HDR Dolby Vision.
Технология обеспечивает недостижимое ранее сверхвысокое качество изображения на экране.
Это единственная HDR-разработка, которая поддерживает до 10 тыс. нитов, увеличивает яркость до 40 раз и делает темные участки до 10 раз темнее.
Технология предоставляет создателям контента простор для реализации задуманного и контроля над тем, как «картинка» будет выглядеть на экране.
Это особенно актуально для кинопроизводства и спортивных трансляций, где вещатели зачастую сталкиваются с проблемой недостаточного или избыточного освещения.
У объемного звука с эффектом погружения тоже есть большие перспективы. Один из трендов в создании видеоконтента – достижение эффекта присутствия, где важную роль играет технология многоканального звукового сопровождения.
Surround Sound – технология воспроизведения многоканальных фонограмм через систему громкоговорителей, расположенных вокруг слушателя. Одновременная передача звука с нескольких сторон усиливает эффект погружения в изображение.
В 2016 году на региональном семинаре Международного союза электросвязи Марк Иосифович высказал мнение, что «РТРС станет одной из первых компаний, которая будет передавать объемный звук и опередит другие конкурентные среды».
Предсказаниям Марка Кривошеева всегда было суждено сбываться, и мы будем стремиться воплотить его прогноз в жизнь.
Пока что далеко не у всех телезрителей есть подходящее дорогостоящее оборудование для просмотра с применением новых технологий, но за этим – будущее.
Эксперты сходятся во мнении, что гармоничное сочетание пространственного звучания с изображением в форматах HD и UltraHD обогатит восприятие аудиовизуальной информации.
https://www.rspectr.com/interview/368/rossijskij-cifrovoj-tv-efir-v-dejstvii