Участники секции «Коммерческий потенциал 4К & HDR» 3-й международной конференции «Digital TV & Video in Russia. 4K & HDR», организатором которой выступило издательство «Телеспутник», обсудили на каком этапе развития находятся технологии 4К и HDR.
Можно ли их монетизировать прямо сейчас? Как обстоят дела с производством и лицензированием контента сверхвысокой четкости? Перестал ли 4K-телевизор быть предметом роскоши?
А что там с 8K? Ответы на эти вопросы — в нашем репортаже.
ОБОРУДОВАНИЕ
Главный драйвер потенциальной монетизации 4К — пользовательские устройства. За прошедший год они, безусловно, подешевели. При этом проникновение 4К-устройств увеличилось.
Тренд на превращение 4К-телевизоров из роскоши в обыденность отметили еще во время прошлогодней конференции «Телеспутника». Но в 2018 году участники отрасли подтвердили, что 4К-экраны стали привычной реальностью россиян.
Россию нельзя назвать лидером с точки зрения проникновения 4К-оборудования.
Как отметил в своем докладе главный аналитик по потребительским устройствам IHS Markit Technology Пол Грей (Paul Gray), на сегодняшний день существуют 3 основных рынка сверхвысокой четкости — это Северная Америка, Западная Европа и, как это ни удивительно, Китай.
Статистика по Восточной Европе отстает от Западной примерно на 2-3 года, однако движение рынка во всех регионах наблюдается приблизительно в одну сторону.
Пол Грей акцентировал внимание на 10-летнем тренде: цена панелей одной и той же диагонали каждый год падает (вместе со стоимостью их изготовления), при этом средняя диагональ приобретаемых потребителями телевизоров увеличивается на 1 дюйм ежегодно.
Кстати, самые большие диагонали покупают китайцы — у них формат 4К приобрел небывалую популярность. Ожидается, что к 2020 году Китай будет производить больше 4К-панелей, чем весь остальной мир.
Сейчас на китайском рынке присутствует 6 основных игроков, при этом сам рынок находится на этапе консолидации. Этот процесс еще не завершен, поэтому темпы инноваций огромны.
В то же время заметно ускоряющееся падение цен из-за кризиса перепроизводства.
Еще один высокотехнологичный рынок — Япония — пока отстает. Здесь основной спрос наблюдается чуть ли не на самые маленькие диагонали телевизоров. Но ожидается, что к 2020 году Япония побьет любые, даже оптимистичные прогнозы в преддверии летних Олимпийских игр в Токио.
В целом развитие 4К идет уверенными темпами, но не повторяет историю с HD.
Главным отличием текущего перехода с HD на 4K от свершившегося ранее перехода с SD на HD является тот факт, что сегодня аппаратные возможности даже обгоняют контент, в то время как в прошлый раз контент появился раньше.
Соответственно, и рынок ведет себя по-другому.
КОНТЕНТ
Если сравнивать промежуточные итоги развития 4К-контента по регионам, самое большое количество UHD-каналов — в Европе (более 40 в Западной и около 20 в Восточной).
Как отметил Пол Грей, объяснить такое количество вещателей можно в том числе присутствием большого количества культур и национальных языков. И этот рынок постоянно развивается.
Телеканалов, предлагающих контент в 4К на русском языке, за последний год также стало больше, однако прирост не столь велик. А качественный контент предлагают единичные вещатели.
В своих презентациях представители всех телеканалов, среди которых были руководитель отдела продаж ЗАО «Первый ТВЧ» Любовь Василенкова и руководитель группы телеканалов «Наша Сибирь 4К» Катерина Кропотова, акцентировали внимание на премиальности контента.
По их мнению, 4К-формат рассчитан только на эксклюзивного зрителя.
В целом вещатели ориентируются на возрастную группу 18—45, с ограничениями в зависимости от выбранной тематической направленности.
Но главная проблема такого позиционирования в том, что поколение миллениалов уже не смотрит телевизор.
Таким образом, производителям контента приходится не просто продвигать новый продукт, а бороться с оттоком аудитории из телевидения в Интернет.
У каждого вещателя свои представления относительно того, какая тематика интересна тому самому премиальному зрителю. Сходятся они, пожалуй, в том, что жанры путешествий (природы) и экстрим наиболее интересно смотреть в UHD.
Помимо этого, среди целевых тем упоминались мода, геймплей, лайфстайл, электронные виды спорта, концерты и фестивали и т. п. При этом большинство каналов не фокусируются на какой-то отдельной тематике, а «прощупывают рынок», предлагая жанровое разнообразие.
Все доклады вещателей на секции упоминали часы уникального контента. Основатель и руководитель Clubbing TV Стефан Швейцер (Stéphane Schweitzer) даже отметил, что у него транслируется контент, недоступный в Интернете или на иных носителях. Модель его телеканала — реклама с помощью коротких роликов в Интернете (тизеров) полноформатных трансляций по ТВ.
Однако судя по медленному развитию рынка, потребительского спроса на эту уникальность и премиальность может быть недостаточно.
Вероятно, нужен запрос со стороны бизнеса, как, например, в fashion-индустрии. Как отметила в своем докладе директор по маркетингу и развитию бизнеса Fashion TV 4К Мария Лисовска (Maria Lisowska), в этом сегменте интерес к сверхвысокой четкости проявляют сами дизайнеры, желающие представлять свою продукцию на больших экранах.
Почти все спикеры обращали внимание, что сама технология съемки и подготовки контента для 4К отличается от тех же процессов в HD и тем более SD.
Нужны новые камеры, принципиально новые решения для передачи данных.
Отличный пример на эту тему привел Стефан Швейцер:
Для съемок и трансляции в режиме реального времени крупного фестиваля были закуплены 4К-камеры. Однако расстояние между камерой, установленной около сцены, и контрольной комнатой составляло почти полкилометра, то есть существующие стандарты беспроводной связи не смогли решить задачу передачи несжатой отснятой информации.
В итоге проект потребовал проработки новых технологий передачи по оптике.
Таким образом, премиальный контент нельзя получить, просто дав возможность проявить себя талантливым региональным вещателям или блогерам-индивидуалистам с камерами GoPro.
Нужно технологическое обновление и развитие кадров.
Выступления экспертов показали, что до сих пор каждый канал понимает ультравысокую четкость по-своему. Главное различие, которое можно было заметить, — в частоте кадров.
Но в рамках разговора о высокой четкости это не единственное разногласие. Пока нет никакой определенности по HDR.
Формально расширенный динамический диапазон не является частью 4К, но позволяет продемонстрировать потенциальному зрителю очевидную разницу в качестве. Генеральный директор компании ARSPRO Антон Артемьев представил решения и услуги по формированию HDR-сигнала.
Однако спрос на HDR-сигнал пока не ясен. Очевидно, что устройств с поддержкой увеличенного динамического диапазона на рынке меньше, чем поддерживающих 4К.
В ходе обмена личным опытом на секции прозвучало мнение, что распространение 4К-контента в мире упирается не только в съемку, но и в лицензирование.
До сих пор правообладатели продают лицензии на трансляции в формате 4К спортивного контента не на всех рынках, а ведь его можно назвать одним из драйверов развития сверхвысокой четкости.
В целом участники секции дали позитивную оценку состоянию рынка, однако о готовых моделях монетизации 4К-контента не отчитался еще никто — сейчас время экспериментов и изучения спроса.
Автор: Дерик Алексей
Полный текст: Журнал Теле-Спутник.